Авторизация






Забыли пароль?

Мысли о жизни

Франсуа де Ларошфуко

Легче понять людей вообще, чем одного человека в частности

 

Партнерские ссылки

 
 
 
Advertisement
ГЛАВНАЯ arrow Семья arrow Армия карманных монстров
Армия карманных монстров Версия в формате PDF  | Версия для печати |

 Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы прыгать, а бабочки летать?  Наверное, заподозрили бы что-то неладное.  Тем временем неладное происходит рядом с нами: современные дети разучиваются конструктивно играть. Это беспокоит специалистов-психологов и педагогов во всем мире. Игра и игрушка являются важнейшей составной частью  образовательной среды.  Именно в игре происходит духовно-нравственное воспитание, выстраивается  иерархия нравственных ценностей, необходимые для дальнейшего развития.

  В ответ на вопрос «Во что ты любишь играть?» большинство детей от 4 до 6 лет называли подвижные игры - салки и прятки, но правила игры, ее смысловой стержень сформулировать смогли лишь единицы.  15% детей  вообще не могли вспомнить ни одной игры, 14% назвали компьютерные игры,  25 % вместо игры называли игрушки машинки, трансформеры, куклы Барби, которыми можно просто манипулировали.

Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым - животным или маленьким детям.

 

   Игрушка как модель мираВ древних традициях многих народов существовал обычай: ребенка, которому исполнялся год, сажали на ковер и клали перед ним четыре предмета: книгу, оружие, деньги и молоток. К какому предмету он первым тянулся, тот, считалось, и определял его  дальнейшую социальную роль: «книголюб» наверняка станет ученым или философом, любитель оружия – защитником и управленцем, интересующийся деньгами – торговцем или финансистом, а тот, кому приглянулся молоток, выберет рабочую профессию. С точки зрения психологии эта методика верна, поскольку именно первое бессознательное влечение характеризует глубинные потребности человека, заложенные в нем природой. Видя, какой из предметов выбрал малыш, родители стремились развивать в нем те качества, которые будут естественны для его природы, помогали ребенку раскрыть себя в игре, общении с окружающими. Потому что закладка личностных качеств происходит именно в раннем детстве, когда малыш, казалось бы, ничего не делает: есть, спит, играет…    

Мир, где дети прекратили играть

   Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы прыгать, а бабочки летать?  Наверное, заподозрили бы что-то неладное.  Тем временем неладное происходит рядом с нами: современные дети разучиваются конструктивно играть. Это беспокоит специалистов-психологов и педагогов во всем мире. Игра и игрушка являются важнейшей составной частью  образовательной среды.  Именно в игре происходит духовно-нравственное воспитание, выстраивается  иерархия нравственных ценностей, необходимые для дальнейшего развития.

   В последние десять лет  резко изменились качество и сама суть детской игры: она стала невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Оказалась прерванной многовековая цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому. И это привело к кризису игровой культуры. По мнению известного педагога В.М. Григорьева - собирателя, организатора и «реставратора» народной игры, играть стали не меньше, а хуже: «...качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм - шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство: забавы с огнем, взрывами, жестокое обращение с животными, бессмысленное разрушительство и т.п. Необходимы спасение и возрождение традиционных народных игр - генетического фонда игровой культуры каждого народа».

   В ответ на вопрос «Во что ты любишь играть?» большинство детей от 4 до 6 лет называли подвижные игры - салки и прятки, но правила игры, ее смысловой стержень сформулировать смогли лишь единицы.  15% детей  вообще не могли вспомнить ни одной игры, 14% назвали компьютерные игры,  25 % вместо игры называли игрушки машинки, трансформеры, куклы Барби, которыми можно просто манипулировали. Из игры уходят ее правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого.

   К сожалению, совсем исчезли групповые игры - «воздух» детской жизни старших поколений. Где казаки-разбойники, бояре, жмурки, лапта и прочие детские радости? Все они вместе со считалками, закличками, песенками и другими формами детского фольклора - величайшего богатства нашей культуры - сохранялись в детской субкультуре на протяжении веков, передаваясь из уст в уста.

      Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник сто и даже тридцать лет назад. Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома - фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм. Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера - с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. Мы все и наши дети живем в мире, заполненном до отказа разнообразными и... недолговечными предметами: одноразовая посуда, белье, одежда и пр. А игрушки покупаются, как сказал один папа пятерых (!) детей, чемоданами и через месяц так же чемоданами выбрасываются. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. И психика ребенка не справляется - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом смешиваются.

   Сенсорная атака окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, т.е. лишает маленького человека уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен.

Армия карманных монстров

  Чем же должна быть игрушка для ребенка? Источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества

   Сейчас в продаже большое количество игрушек, сошедших с экранов телевизоров и «раскрученных» детскими телесериалами: покемоны, монстры и др. Эти персонажи, выдуманные хитроумными английскими, японскими, американскими психологами, приносят разработчикам огромные доходы. Но что несут они детям?

   Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым - животным или маленьким детям. Один семилетний мальчик - любитель подобных игрушек - ловил цыплят и мучил их на глазах пятилетних малышей, невзирая на их слезы и просьбы. До этого он много раз смотрел кассеты с детскими «ужастиками», а любимой игрушкой у него был паук.

   Есть известная психологическая методика - «несуществующее животное»: взрослому или ребенку предлагают нарисовать животное, которого нет на свете, дать ему имя и рассказать, где оно живет, что любит делать, чем питается и пр. По характеру рисунка и рассказу специалист может определить уровень способностей человека, характер отношений с окружающим миром, такие черты, как открытость или тревожность, отзывчивость или агрессивность и т.п. Так вот. Покемонов придумал, видимо, человек, знакомый с этой методикой, но сам чрезвычайно агрессивный и тревожный. Судите сами. В переводе «покемон» - карманный монстр. Такое существо не может иметь точных аналогов в живой природе, оно не похоже ни на одно из известных живых существ. Например, обыкновенный зайчик покемоном не является, но зайчик ярко-желтого цвета, способный бить током, как электрический скат, уже называется покемоном Пикачу. Максимальная нелепость, неестественность, коварство и агрессивность - вот что присуще всем покемонам.

   Показ в Японии несколько лет назад мультфильма о покемонах вызвал у более чем 600 детей различные психические и соматические расстройства. У страдавших эпилепсией, участились приступы. Мультфильм был снят с показа, его переделали и... продали нам. Наши дети полюбили покемонов и носят их на одежде, едят в виде сладостей, читают о них в книжках и, главное, требуют у родителей покупать такие игрушки. А те и рады, не задумываясь о последствиях вступления их чада в общение с «резко негативным информационным полем», как говорят ученые.Почти половина мальчиков и девочек всего мира без ума от покемонов, а мировые продажи «покемонских» товаров - игральные карты, видеоигры, раскраски, сладости и пр. - оцениваются в 6 млрд. долларов.

К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки-трансформеры: человек-, человек-чудище, человек-робот. Так посредством уродливой игрушки цинично эксплуатируется потребность ребенка в волшебстве и сказке! Скелеты, вампиры, разнообразная прочая нечисть,  звероподобные солдаты, военная техника ... Слишком уж часто используется в невинных детских забавах  образ Смерти.
 Взрослые словно забыли, что игрушка - это не просто забава. Она закладывает в душу ребёнка первоначальные понятия добра и зла. Игра с негативным героем-игрушкой опасна, причем опасность прямо пропорциональна агрессивности персонажа.

Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет. Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка, как мы можем убедиться, может быть антиигрушкой,

   Наверное, вы не дадите в руки ребенку радиоактивное яблоко, заряженный пистолет или наркотик. Игрушки-монстры равносильны им. Демоническая игрушка является транслятором духовного разрушения: психических заболеваний, неврозов, и даже склонности к самоубийству.

 Игрушки-помощники

   Но не все так плохо. У нас есть хорошие и «умные», мудрые игрушки. Большинство из них не продается в супермаркетах. Они изготавливаются вручную на дому или на маленьких фабриках, существующих на грани рентабельности, - небольшой тираж, полуручной способ изготовления. Зато можно избежать фабричной обездушенности общим шаблоном.   Есть хорошие игрушки и в магазинах. Например, всеми любимые Филя, Степашка, Хрюша и Каркуша из телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши!» Чему они учат малышей во время своих вечерних встреч с ними? Добру, справедливости. Учат не обманывать, не предавать и многому другому. Эти редкие теперь положительные персонажи излучают добро и любовь к каждому из зрителей, а те тоже отвечают любовью. Конечно, «творческий потенциал» этих кукол невелик, но он значительно превосходит тот негативный заряд антиигрушек, которыми насыщены современные магазины.

   Для детей постарше можно купить наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своим любимым куклам, а для мальчиков - столярные, слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних. Например, подростку, может быть, будет очень приятно сделать своими руками для куклы сестры какую-нибудь мебель. Да и любая игрушка, изготовленная своими руками, - самая лучшая для ребенка и самый дорогой подарок для друга или подруги.

Игрушка - духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип представлений о добре - подлинном или мнимом. Например, мячик символизирует совершенную форму шара - Солнца или Земли. Пирамидка - иерархическое мироустройство.

   Игрушка всегда выполняла кроме прочих и психотерапевтическую функцию - помогала ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты, например, можно победить с помощью деревянного меча - орудия его преодоления. Иногда ребенок сам находит «игрушки» - предметы-функционеры, отвечающие определенным, часто неосознанным его потребностям. Какая-нибудь коряга, камушек, ракушка, гвоздик, птичье перо и пр. наделяются особыми свойствами, переживаниями и смыслами.

   Очень увлекательно делать игрушки вдвоем с ребенком. Достаточно прогуляться по парку и набрать желудей, палочек, шишек, камушков, проверить мамины запасы кусочков ткани и лент, собрать всякую безделицу и сделать игрушку из всего этого подручного материала. Здесь огромное поле для фантазии.

 Красотка Барби В нашей родной культуре куклы – это всегда куклы-дети – от грудничков, до малолеток (не случайно в переводе на украинский язык кукла – «лялька»). За ними принято ухаживать: купать, пеленать, кормить.

Новое поколение детей познакомилось с куклой Барби и ее разновидностями (Синди и т.п.). Если наши родные игрушки развивают у будущих мам навыки ухода за малолетними детьми, то у Барби – другие задачи.  Посмотрите, что, играя, делает девочка с этой самой Барби. Она её одевает, раздевает, наряжает, выводит  в свет и заводит для нее целый табун «бойфрендов», которые продаются отдельно, как и наряды для Барби,  дом Барби, интерьер дома Барби…

Девочка, играя с куклой Барби, отрабатывает сразу два стереотипа поведения:
Первый – служанка при очень богатой бездельнице. Второй – сама эта бездельница. Это – с точки зрения здравого смысла. Педагоги и психологи тоже не в восторге от этого западного чуда. В девочках очень силен инстинкт материнства, который находит свое воплощение в игре с куклой. А Барби – не ребенок, это модель юной женщины, в своем роде секс-символ общества потребления. Навязывая  девочкам общение с этой заморской  красавицей, западная культура незаметно производит в их сердцах подмену важных жизненных ценностей.

Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание ребенка не на красоте, а на чувстве заботы. Кроме того, «красота» Барби выдумана взрослыми и навязана детям, т. к. детские представления о красоте – несколько иные. Кстати, нередко «взрослая» красота Барби, вызывает у девочек стойкое недовольство своей фигурой, переходящее в комплекс неполноценности.

Пора играть в бирюльки

Под словосочетанием «игра в бирюльки» мы подразумеваем что-то пустое и несерьезное. Подлинный смысл этой игры известен  лишь специалистам-историкам. Игра была популярна в России еще до середины ХIХ века. Бирюльками называли горсть ровно настриженных соломинок и соломенный крючочек. Идея игры состояла в том, что все играющие из кучи по одной вытаскивали соломинки крючком, стараясь не задеть при этом весь ворох. Если он все-таки рассыпался,  следующую попытку делал другой игрок. Игра воспитывала способность концентрировать внимание, терпение и осторожность – с помощью вороха соломинок ребенок неосознанно получал представление о причинно-следственных связях, о том, как трудно изменить часть, не разрушив целого.

 В наше  время игру в бирюльки реконструировали. Бирюльки делаются не из соломы, а из более долговечных материалов, но принцип остался тот же. Специалисты считают, что подобные игры помогают ребенку в выработке усидчивости и внимания. Игрокам в бирюльки необходимо набраться не только терпения, но и доброжелательного отношения к товарищу по игре - без этого ничего не получится. А что, если, например, двум драчунам в качестве наказания предложить разобрать кучу бирюлек? Сначала, видимо, им будет трудно (бурлят эмоции: «Он первый полез!»; сжимаются кулаки: «Нет, он первый начал!»), но постепенно сама игра потребует, чтобы конфликт и агрессия ушли, «разобрались», как маленькие бирюльки. 

*  *  *

Наши предки особо трепетно относились к игрушкам. В игрушке, несмотря на ее «привычность», таилось нечто сверхъестественное. Не случайно, к примеру, у кукол не вырисовывали лиц: люди опасались, что игрушка, имеющая лицо, оживет и будет жить своей собственной жизнью, что могло бы навредить человеку. Недаром неживой предмет «кукла» в является  в русском языке одушевленным существительным, отвечающим на вопрос «кто?», а не «что?».

   В. АБРАМЕНКОВА,

доктор психологических наук, зав. лабораторией Института дошкольного образовании и семейного воспитания (Россия)

 
< Пред.

фотогаллереи

Голосования

Считаете ли Вы допустимым изменять своему супругу (супруге)?
 

Связанные ссылки

Общественная организация ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ © 2018
Страница сгенерирована за 0.043917 секунд
  • concerta speed
  • creon thebarum tyrannus
  • desyrel drug class
  • risperdal withdrawal symptoms most
  • kaletra fda warning
  • linezolid medscape
  • quanto custa o nizoral creme
  • discontinuing doxazosin
  • dilantin lawsuit
  • veramyst vs rhinocort
  • mebendazole threadworm resistance
  • forteo osteoarthritis
  • amphetamine dextroamphetamine same adderall
  • ditropan elixir discontinued
  • aripiprazole fda indications
  • alesse 28 vs yaz
  • generic trilipix drug
  • amaryl and . actos
  • serevent how supplied
  • olmesartan y amlodipino pfizer
  • simvastatin side effects nightmares
  • best price donepezil
  • generic deltasone
  • humulin n lilly pen
  • betamethasone sodium phosphate mouthwash
  • coversyl etken maddesi
  • motilium sciroppo neonato
  • dostinex jaka cena
  • sucralfate dosage children
  • elocon eczema cream
  • comparison of fosamax actonel boniva
  • tricor lipitor together
  • neulasta hospital reimbursement
  • inderal jaw pain
  • avandia settlement july 2011
  • valium roche 10mg uk
  • desloratadine uv
  • cefpodoxime vs cefuroxime
  • itraconazole effectiveness
  • casodex impotenza
  • mood stabilizers like abilify
  • generic cialis online canadian pharmacy
  • ranexa pi
  • lamisil terbinafine spray
  • lamictal 100 ma vidal
  • doxycycline vs tetracycline lyme
  • ddavp platelets
  • can you use motilium diarrhea
  • anastrozole prescribing information
  • sildenafil with dapoxetine
  • difference between pink yellow klonopin
  • premarin injection
  • byetta cost
  • methylphenidate libido
  • street value of 25 mcg fentanyl patches
  • mood swings pill levlen
  • herceptin plus tamoxifen
  • vasotec para que sirve
  • alprazolam lorazepam diazepam clonazepam
  • keppra used mood stabilizer
  • aldara generic brand
  • nitrofurantoin side effects yeast
  • sinemet and levodopa
  • detrol and aricept
  • costo de omnicef r
  • vitamin k warfarin reversal mechanism
  • permethrin goats
  • desyrel gebelikte kullan?±m?±
  • evista japan
  • is singulair a bad drug
  • zyrtec cetirizine dihydrochloride 10mg
  • how lucentis works
  • theophylline copd mechanism
  • metformin withdrawal symptoms pictures
  • often forteo given
  • maximum dosage hyzaar
  • lotrel 10 20 cost
  • antabuse side effects
  • loratadine tablets 10mg antihistamine
  • exforge blood pressure medicine generic
  • phenytoin toxicity symptoms
  • tsh levels while taking synthroid
  • furosemide liquid storage
  • orencia australia
  • pilocarpine lotion
  • singulair mrk 711
  • opana er side effects blood pressure
  • nasacort aq high blood pressure
  • mebeverine how to take
  • silagra canada
  • diovan causes diarrhea
  • cozaar renal failure
  • o que acontece com a mulher se ela tomar viagra